Дизайн пользовательского интерфейса видел многие тенденции, которые приходят и уходят в течение последних двадцати лет. Две крайности таких стилей были skeuomorphism (трехмерный дизайн, который отражает действительность) и минимализм, часто ассоциируется с «плоской» конструкцией. После долгих проб и ошибок, становится все более очевидным, что меньше не всегда лучше.
В этой статье мы анализируем минимализм, который мы называем режим «Дзен»: шаблон проектирования, который временно устраняет элементы навигации, чтобы позволить пользователям погрузиться в задачи находящиеся под рукой.
Режим «Дзен»
Дзен является типом буддизма, который подчеркивает медитацию и погружение человека в себя. Как метафора, режим «Дзен» — это подход к задаче, таким образом, что может погрузить человека полностью в свою деятельность, и освободить его от внешних отвлекающих факторов.
Определение: Режим «Дзен» в UI относится к шаблону взаимодействия, который временно скрывает элементы пользовательского интерфейса с экрана, чтобы позволить пользователям полностью сосредоточиться на содержании.
Вот несколько примеров режима «Дзен».
Является ли режим «Дзен» эффективным для UX?
Прежде чем мы обсудим детали этой модели, давайте вновь подчеркнем, что хороший пользовательский опыт, как правило, обладает следующими качествами:
- Низкая когнитивная нагрузка
- Низкая стоимость взаимодействия
- Редкие переключения с одного источника информации к другому
Для таких задач, как работа с документами или интенсивное чтение, которые требуют значительного уровня когнитивной функции, похоже, свод к минимуму визуальных отвлечений было очевидным способом уменьшить когнитивную нагрузку и стоимость взаимодействия. Меньший визуальный беспорядок означает меньшее количество элементов, конкурирующих за внимание пользователей и в теории, пользователи могут найти важные детали (призыв к действию, соответствующую часть контента) быстрее. По этой причине, это общие для электронной коммерции кассовые процессы, чтобы скрыть рекламные акции и другие отвлекающие элементы, которые могут присутствовать в другом месте на сайте.
В то время как «Дзен» режим является хорошо предназначенной функцией пользовательского интерфейса, на практике, это может в конечном итоге повысить познавательную нагрузку. Чтобы понять почему, давайте выйдем за пределы мира UX на минуту и представим художника. В то время как задача живописи требует крайней фокусировки, художник должен, иногда, окунуть кисть в палитру (или, возможно, в чашку с водой, если работает акварелью). Художник не может работать без краски, а также осознание местоположения краски имеет важное значение для успеха художника. Если палитра вдруг пропала или была скрыта за мольбертом, художник должен будет ее искать и тем самым это отнимет его внимание от самой картины.
Точно так же, режим «Дзен» в пользовательском интерфейсе отнимает внимание пользователя от самой задачи, которой пользователи занимаются и заставляет их сосредоточиться на поиске инструментов (то есть, элементов пользовательского интерфейса), необходимых для ее выполнения. Рассмотрим Novlr, пример выше. В то время как сам интерфейс является чистым и подчеркивает новое содержание, прежде всего остального, он также скрывает всю контекстную информацию. Подсчет слов в нижней части экрана исчезнет и инструменты форматирования скрыты за дополнительными шагами: выделение и нажатие кнопки. В то время как визуальный шум уменьшается, общий рост расходов (взаимодействие с дополнительным шагом подсветки), а также познавательная нагрузка делает также (с дополнительным требованием, чтобы помнить, какие функции форматирования скрыты и как их выставить). Как в нашем примере с художником, пользователи, пишущие документ должны иметь острое осознание этих инструментов и ресурсов. Если они должны постоянно искать или вспоминать, где элементы управления и функции расположены, пользователи фактически будут тратить меньше времени на задачи находящиеся под рукой.
В принципе, сама идея «Дзен» режима (или любого другого специального режима) вводит необходимость для пользователей, чтобы отслеживать режимы, помнить, какие функции доступны в каком режиме, знать, как переключать режимы, а также выполнять любые операции, которые требуют эффект смены режима.
Режим «Дзен» достигает противоположность того, что мы изначально определили как хороший пользовательский интерфейс:
- Повышение когнитивной нагрузки
- Увеличение расходов на взаимодействие
- Увеличение переключения внимания
Таким образом, как это ни парадоксально, сосредоточив внимание на задаче и скрывая интерфейс, «Дзен» режим требует от пользователей, чтобы они сосредоточились на интерфейсе и игнорировали задачу. Помните: «Дзен» — это состояние производительности, а не состояние дизайна.
Как улучшить режим «Дзен»?
Есть способы, которые могли бы улучшить режим «Дзен» и помогли бы облегчить некоторые из этих вопросов.
Обучение
Один из аргументов в пользу режима «Дзен», что с течением времени, постоянные пользователи будут в конечном итоге знать, как получить доступ к UI. Легкость интерфейса определяется количеством повторений, необходимых, чтобы его изучить. Как показал оригинальный интерфейс Windows 8, в отсутствие видимых обозначающих, трудно узнать, как пользоваться продуктом, даже используя его каждый день. Не все пользователи работают с документами каждый день, многие используют различные программы для различных задач.
Опытные пользователи, скорее всего, выиграют от режима «Дзен»: они, возможно, уже выучили сочетания клавиш для различных задач и могут регулярно обращаться к ним без использования прямого манипулирования.
Разворачивание тулбара
Для более сложных задач форматирования или для менее опытных пользователей, сочетания клавиш не хватает, и пользователь должен обратиться к навигационному меню. Если развернуть их заранее когнитивное напряжение можно будет снизить. Например, Novlr позволяет развернуть панель инструментов при помощи мыши. При этом, как видно на скриншоте, Novlr не отображает «хром» вообще.
К сожалению, разработчикам программ по-прежнему не удается угадывать намерения пользователя, и, вероятно, это останется так в течение длительного времени. Большинство действий пользователей неоднозначны: захват мыши может означать, что пользователь готов начать форматирование или, что он обнаружил опечатку в предыдущем абзаце и хочет переместить курсор туда, чтобы зафиксировать его. Интерфейс, который охватывает текст, к которому пользователь пытается перейти и при этом поверх текста возникнет панель навигации, скорее всего такой интерфейс будет гораздо больше раздражать, чем станет полезным.
Заключение
Хотя отсутствие визуальных помех может быть эстетичным и создаст более эмоциональную реакцию пользователя (например, чувство контроля над потенциально мучительной задачей написания романа), более глубокие вопросы юзабилити могут отвлекать внимание от фасада красивого продукта. Чистые и красивые продукты могут быть изначально восприниматься как продукты более высокого качества; но пользователи, как правило, помнят плохое лучше, чем хорошее и, в конечном счете, неудобный пользовательский опыт может быть более запоминающимся, чем эстетический аккуратный внешний вид. Режим «Дзен» хорошо задуман и, конечно, похоже, что это было бы более продуктивно. Тем не менее то, как работает пользовательский интерфейс гораздо важнее, чем внешний вид, а истинный дзен приходит не от появления потенциальной продуктивности, а от полного погружения и отвлечения от дизайна.